Ремонт головки блока цилиндров.

       

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Головка блока заменяется с корпусами подшипников в сборе, так как они обрабатываются совместно.

Для работы вам потребуются те же инструменты, что и при замене прокладки головки блока.

1. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»).

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

2. Отверните две гайки крепления и снимите рым.

3. Отверните на один-два оборота гайку крепления и снимите кронштейн подводящей трубы водяного насоса.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

4. Отверните винт крепления держателя топливных трубок и снимите держатель.

5. Отверните три гайки крепления ресивера и две гайки крепления кронштейна топливных трубок.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

6. Снимите кронштейн топливных трубок.

7. Отверните оставшиеся две гайки крепления ресивера.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

8. Ослабьте затяжку гайки крепления кронштейна ресивера.

9. Снимите ресивер.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

10. Отверните три гайки крепления кронштейна ресивера и снимите кронштейн.

11. Отверните четыре гайки крепления впускной трубы.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

12. Снимите впускную трубу.

13. Отверните две гайки крепления выпускного коллектора и снимите коллектор.

Ремонт головки блока цилиндров

14. Аккуратно снимите две прокладки впускной трубы и выпускного коллектора.

       

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если прокладки не повреждены и не сильно обжаты, их можно использовать вторично. Пригоревшие прокладки осторожно отделите с помощью отвертки.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

15. Установите головку блока цилиндров корпусами подшипников вверх, подложив под нее деревянные прокладки, чтобы не повредить клапаны.

16. Отверните две гайки и болт крепления задней крышки головки блока. При этом обратите внимание, что под головкой болта установлено уплотнительное кольцо. Снимите заднюю крышку головки блока.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

17. Выверните свечи зажигания.

18. Отверните равномерно четыре гайки крепления переднего 1 и шесть гаек крепления заднего 2 корпусов подшипников распределительного вала и снимите шайбы. Затем снимите оба корпуса.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

19. Если шпонка в пазу распределительного вала сидит неплотно, выньте ее, чтобы не потерять.

20. Снимите распределительный вал с головки блока.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

21. Снимите сальник с распределительного вала.

22. Выньте толкатели 1 клапанов вместе с регулировочными шайбами.

       

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

23. Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку. Уберите заусенцы и забоины на плоскости головки блока.

24. Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров. Для этого поставьте линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и щупом измерьте зазор между плоскостью головки и линейки. Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

25. Для проверки герметичности головки, отвернув две гайки крепления, снимите патрубок.

26. Заглушите отверстие в головке блока под патрубок. Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под патрубок и завернув гайки крепления.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

27. Залейте керосин в каналы водяной рубашки. Если уровень керосина понижается, значит, в головке есть трещины и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную прокладку.

28. Проверьте состояние опорных поверхностей под шейки вала на головке блока и корпусах подшипников. Если хотя бы на одном из них имеются следы износа, задиры или глубокие риски, замените головку и корпуса подшипников.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

29. Промойте масляные каналы. Для этого заглушите вертикальный масляный канал со стороны камеры сгорания (канал находится между 3-м и 4-м цилиндрами)...

30. ...залейте бензин в масляные каналы во всех опорах распределительного вала и выдержите 15–20 мин. Вылейте бензин, выньте заглушку и окончательно промойте каналы бензином с помощью груши.

Ремонт головки блока цилиндров

31. Для проверки герметичности клапанов залейте керосин в камеры сгорания. Если в течение трех минут керосин не просочится из камер сгорания – клапаны герметичны. В противном случае притрите (см. «Притирка клапанов») или замените клапаны.

       

ПРИМЕЧАНИЕ

Ремонт головки блока цилиндров

4 – внутренняя пружина; 5 – верхняя тарелка; 6 – сухарь; 7 – нижняя тарелка. Для замены или притирки клапанов все эти детали нужно демонтировать из головки блока цилиндров.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

32. Установите под снимаемый клапан подходящий упор, например подшипник 1.

33. Установите приспособление для сжатия пружин клапанов и сожмите с его помощью пружины клапана. Выньте с помощью отвертки или пинцета два сухаря.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

34. Выньте верхнюю тарелку пружины, наружную и внутреннюю пружины клапана. Аналогичным образом выньте сухари, тарелки и пружины остальных клапанов.

35. Промаркируйте клапаны номерами цилиндров, например накерните.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

36. Подтолкнув клапаны снизу, выньте их из головки блока.

37. Снимите маслосъемные колпачки приспособлением или пассатижами (подробнее см. «Замена маслосъемных колпачков»).

Ремонт головки блока цилиндров

38. Снимите нижние тарелки пружин клапанов.

39. Очистите нагар с клапанов подходящим инструментом (например, металлической щеткой). Затем внимательно осмотрите клапаны.


Ремонт головки блока цилиндров

4.6. Размеры тарелок клапанов



Ремонт головки блока цилиндров

40. Замените клапаны со следующими дефектами: глубокие риски и царапины на рабочей фаске 1, трещины, деформация стержня 3 клапана, коробление тарелки 2 клапана, следы прогара. Неглубокие риски и царапины на рабочей фаске можно вывести притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).

41. В специализированной мастерской повреждения рабочей фаски клапанов, которые невозможно вывести притиркой, можно прошлифовать на специальном станке. При шлифовке надо выдержать размеры, указанные на рис. 4.6.


Ремонт головки блока цилиндров

4.7. Размеры седел клапанов: а – седло впускного клапана; б – седло выпускного клапана; I – новое седло; II – седло после ремонта



Ремонт головки блока цилиндров

42. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и пр.) можно вывести притиркой клапанов (см. «Притирка клапанов»).


Ремонт головки блока цилиндров

4.8. Места обработки фасок седел клапанов



43. Более значительные дефекты седел клапанов устраняются шлифовкой. При шлифовке выдержите размеры, указанные на рис. 4.7. Седла рекомендуется шлифовать в специализированной мастерской.

44. Имея слесарный навык, это можно сделать вручную с помощью набора специальных фрез. Вначале обрабатывается фаска «а», (рис. 4.8) под углом 15°, затем фаска «б» под углом 20° и фаска «в» под углом 45°. После шлифовки необходимо притереть клапаны (см. «Притирка клапанов»).


Ремонт головки блока цилиндров

4.9. Параметры проверки наружной пружины



Ремонт головки блока цилиндров

45. Проверьте состояние наружной и внутренней пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины замените.


Ремонт головки блока цилиндров

4.10. Параметры проверки внутренней пружины



46. Для проверки упругости наружной пружины (рис. 4.9) измерьте ее высоту в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.

47. Для проверки упругости внутренней пружины (рис. 4.10) измерьте ее высоту в свободном состоянии, а затем под двумя различными нагрузками. Если пружина не соответствует требуемым параметрам, замените ее.


Ремонт головки блока цилиндров

4.11. Размеры клапанов и их направляющих втулок: величина зазоров между клапаном и направляющей втулкой, мм: номинальный зазор для впускных клапанов...0,022–0,055 номинальный зазор для выпускных клапанов...0,029–0,062 предельно допустимый зазор для впускных и выпускных клапанов...0,300



Ремонт головки блока цилиндров

48. Осмотрите толкатели клапанов. Если на рабочей поверхности 1 толкателя есть задиры, царапины и пр., замените толкатели. На рабочих поверхностях регулировочных шайб 2 не должно быть задиров, забоин, царапин, следов ступенчатого или неравномерного износа, натира металла. При таких дефектах шайбы надо заменить. На шайбах допускаются концентрические следы приработки с кулачками распределительного вала.

49. Проверьте зазоры между направляющими втулками и клапанами (рис. 4.11).

Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Проверку зазора рекомендуется выполнять в специализированной мастерской, так как для измерения диаметра втулок нужен специальный инструмент (нутромер).

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

50. Если зазор не достиг предельно допустимого, можно попробовать устранить его заменой клапана. Если это не удается или зазор превышает предельно допустимый, замените направляющую втулку. Для этого выпрессуйте со стороны камеры сгорания дефектную втулку специальной оправкой.

51. В запасные части поставляются втулки со стопорными кольцами 1. Втулки имеют увеличенный наружный диаметр и уменьшенный диаметр отверстия под клапан.

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

52. Смазав втулку моторным маслом, вставьте ее в специальную оправку и запрессуйте со стороны распределительного вала до упора стопорного кольца в головку блока. Разверните отверстие во втулке с помощью развертки до 8,022–8,040 мм для впускных клапанов и до 8,029–8,047 мм – для выпускных.

53. Если устанавливается старый клапан, снимите заусенцы с проточек под сухари. После этого необходимо притереть клапан к седлу (см. «Притирка клапанов», с. 55).

Ремонт головки блока цилиндров

54. Установите клапаны в головку блока в соответствии с ранее сделанной маркировкой, предварительно смазав их стержни моторным маслом.

55. Установите нижние тарелки пружин клапанов.

56. Установите маслосъемные колпачки (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

Ремонт головки блока цилиндров

57. Замените распределительный вал, если на его шейках и кулачках имеются следы износа, задиры и глубокие риски. В мастерских, оборудованных специальным инструментом и приспособлениями, можно проверить радиальное биение шеек распределительного вала (оно не должно превышать 0,02 мм) и зазор между отверстиями опор и шейками распределительного вала, который не должен превышать 0,2 мм (зазор для новых деталей 0,069–0,110 мм).

58. Установите распределительный вал и корпуса подшипников (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

Ремонт головки блока цилиндров

Ремонт головки блока цилиндров

59. Установите прокладки, выпускной коллектор и впускную трубу. Обратите внимание, что под гайками (4 шт.), крепящими одновременно впускную трубу и выпускной коллектор, установлены шайбы 1 большего диаметра, чем шайбы 2 под остальными гайками, а...

60. ...под гайками крепления кронштейна ресивера шайбы не устанавливаются.

Установите головку на блок цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров» в подразделе «Замена деталей уплотнения двигателя»), проверьте зазоры в приводе клапанов и при необходимости отрегулируйте их (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).